Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
Курочкина Екатерина Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 8»
Из Концепции государственной политики в области детей в Российской Федерации и защиты их нравственности : мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно -нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников . Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками . Используя полученные материалы, мы выявили проблемы :
Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
Недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников ;
Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье .
Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников .
Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» , направленной на развитие духовно -нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования , способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности : объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников , создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Для достижения выбранной цели были определены задачи :
Развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста ;
Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;
создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье , повышение педагогической культуры родителей;
Интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия ;
Обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;
Обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности , в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении , прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.
Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки» . Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария , эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования .
Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей :
В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий : Слово, Образ , Книга;
В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории : Родной очаг, Родные просторы , Труд земной, Труд души;
В старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека : Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;
Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» , «Напутственное слово» , «Светлый образ » , «Мастера и рукодельницы» , «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.
Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является :
создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно — образовательного процесса ;
Обеспечение программно – методической художественной литературой;
Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу .
За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений : пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию , экологическому развитию.
Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы :
Заседания педагогического совета;
Семинары;
Консультации индивидуальные и групповые;
Дни творчества;
Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса ;
Презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс .
Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как :
Непосредственная образовательная деятельность ;
Праздничные мероприятия;
Мини-музей;
Проекты, создание лепбуков ;
Кружок «Истоки» ;
создание развивающей предметно – пространственной среды
В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием , обеспечивающие преемственность всех ступеней образования , создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя .
Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают :
Активное участие всех детей группы в практической деятельности;
Субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;
Вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.
Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий .
С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции» . Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.
Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.
Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями , а непосредственными участниками праздника.
Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека : Веры, Надежды, Любви, Мудрости.
Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.
Праведный труд дошкольников , организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека : труда на земле.
В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам , нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку — ценность наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок» . Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.
Вариативной частью образовательной «Истоки» . Воспитательная групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет)
Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» . Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.
Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников : родителей, педагога, ребенка.
Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения» . Цель проектов : приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.
Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука — как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба» . Родители являются активными участниками по созданию среды музея .
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья . Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через :
Организацию ресурсного круга с семьями;
Мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки» ;
совместные конкурсы : «Светлая надежда», «Ожидание» , «Рождественская елочка» , «Пасхальное чудо» .
Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо» .
Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно -нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност :.
Экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;
Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела» , приобщиться к удивительному явлению радости труда.
Вывод : из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания . Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно -нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это :
Совершенствовать систему работы по духовно -нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;
Выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;
Обеспечить систему преемственности духовно -нравственного развития со школой.
Выступление хочется закончить словами :
«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».
(А. Г. Асмолов)
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / MODEL / SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR / TEENAGER
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна
В статье представлена авторская модель формирования подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна
- Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью2013 / Усачев Юрий Юрьевич
- Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью2013 / Усачев Юрий Юрьевич
- Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования2016 / Яблокова Надежда Владимировна
- Педагогическое моделирование процесса духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности2015 / Рогачева Людмила Сергеевна
- Воспитание эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2010 / Монохин Геннадий Владимирович
- Нравственное развитие подростков в воспитательном пространстве детских творческих объединений2008 / Тарасова Е. Н.
- Художественно-творческая среда учреждений культуры как фактор духовно-нравственного воспитания подростков2017 / Мирошниченко Е.В., Посохова Н.В.
- Педагогическая модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки2015 / Кролик Сергей Александрович
- Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организации2011 / Беляева Анна Борисовна
- Модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца2014 / Мироненко Александр Владимирович
Текст научной работы на тему «Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В статье представлена авторская модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.
Ключевые слова: модель, духовно-нравственное поведение, подросток.
Анализ научной литературы, посвященной педагогическому моделированию, показал, что моделирование в педагогике рассматривается как важный метод познавательной, преобразовательной практики и как относительно самостоятельная технология научно-исследовательской и практической видов деятельности.
В разработанной нами модели структурированы следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный (рис. 1).
Рассмотрение проблемы формирования духовно-нравственного поведения подростков, а также потенциала самодеятельного хореографического коллектива в решении этой проблемы позволило нам разработать модель, на основе которой затем предполагалось осуществление педагогической деятельности.
Модель, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;
Прогнозируемым результатом структурно-функциональной модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической дея-
тельностью является создание условий в досуго-вой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.
Прежде всего, мы определили социальный заказ: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В целевой блок входят цель, задачи, определение сущности и специфики педагогической деятельности, организационно-педагогические условия ее осуществления.
Целью организации педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива являлось формирование духовно-нравственного поведения подростков.
В модели представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемой нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.
Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА
В модели представлена также специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.
Нами представлены также организационно-педагогические условия осуществления формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:
Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;
Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуго-вых мероприятий, критериальный аппарат и т. д.;
Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих — прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных — отражающих текущие и перспективные потребности);
Использование обратной связи — анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.
Следующий блок — организационно-деятель-ностньш, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности.
К основным принципам, в соответствии с которыми строилась наша деятельность, относятся:
принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации.
Принципы единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий. Он предполагает использование разнообразных и в то же время дополняющих, усиливающих друг друга средств регуляции. Обеспечение единообразия регулирующих воздействий можно отнести к числу актуальных социальных проблем.
Принцип определенности заключается в том, что в системе регуляции необходимо соблюдать ясность, то есть знать, что надо делать и на что можно рассчитывать. Следуя принципу определенности регуляции, важно предвидеть возможные «сбои» в ее механизме, заблаговременно принимать профилактические меры.
Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жестким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта регуляции в желательном направлении.
Принцип косвенного воздействия требует, чтобы люди не ощущали себя объектами регуляции. Стоит появиться этому чувству, и задача регуляции осложняется в несколько раз. Регулятивное воздействие должно оказываться по возможности косвенно и восприниматься человеком как собственное побуждение.
Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам. Внешние регулятивные воздействия нередко, к сожалению, не только не способствуют тенденциям саморегуляции, но и разрушают ее механизм.
Принцип индивидуализации означает «настраивание» регулятивных воздействий на конкретного человека, учет его личностных особенностей, индивидуальной реакции на воздействия.
Кроме того, мы строили свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
Принцип активности, предполагающий использование активных деятельных форм, во время которых подростки занимаются хореографической деятельностью.
Принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка, которая, с одной стороны, выступает ведущим источником проблем и противоречий процесса становления личности, а с другой — обеспечивает психологическую целостность личности.
Социальный заказ общества: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Цель: формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе _самодеятельной хореографической деятельности_
Расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения;
Организовать целенаправленную деятельность подростков в рамках хореографического творчества, направленную на формирование высших нравственных ценностей;
Вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля;
Сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе;
Развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию;
Создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией._._
Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка — прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.
Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения._
Организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности:
Социокультурное регулирование педагогического процесса;
Моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;
Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков:
Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат (критерии, показатели, уровни) и т. д.;
Готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;
Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности);
Учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;
Использование обратной связи — анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.__
Принципы: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, индивидуализации, активности,
эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, распределенности, неразрывного единства,
системности, коллективизма.
Социально-педагогические функции: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная о
дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориенгационная, коммуникативная, социально- ■а 1
адаптационная к а
Типы деятельности: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. 5 О а в о)э п
Виды педагогической деятельности
информационно-познавательная культурно-просветительская коммуникативная художественно-творческая а н £
Методы: Формы: Средства: а с
упражнения; музыкально- — художественно-продуктивном деятельности: индивид, и труп. — наглядные, г> н
танцевальные игры; танцевальные занятия искусством (репетиции), концертные выступления, — технические, а г
элементы и композиции; метод спектакли и т. д.; — искусство и творчество, ас £ о
игровой импровизации (искусство — художественно-образоват. работа: беседы, рассказы, информация — литература,
актера); инсценировки; объяснение; об искусстве; дид. игры; посещение концертов; прослушивание, — художественная к
рассказ; показ; беседы; анализ; обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об самодеятельность,
просмотр видеофильмов; знакомство с искусстве, встречи с деятелями искусства; — средства массовой ин-
произведениями искусства; обсуждение; творческие задания и др. — художественной критики продуктов авторского и исполнит, творчества любителей искусства; беседы и др. формации и др.
Критерии: когнитивный, Показатели: наличие знаний о нормах и правилах поведения, понимание необходимости определенных правил общения между Уровни сформированное™ духовно- я ■о 5 ц
мотивационный, людьми в обществе; наличие внутренней мотивации и потребностей нравственного поведения _ Л
поведенческий соблюдать поведенческие нормы, соблюдение правил поведения в подростков: низкии, среднии, а 5 * £
обществе, применение их в собственных поступках и действиях в высокии Я Р
различных ситуациях ш т
Результат: повышение уровня сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков льт. блок
Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе самодеятельной хореографической деятельности
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на основе выявления типологической специфики эмоциональных реакций подростков.
Принцип деятельностного опосредования педагогического воздействия на эмоциональную сферу подростка — участника коллектива хореографии.
Принцип распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива.
Принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного хореографического коллектива.
Принцип системности предполагает организацию педагогического процесса как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий.
Принцип коллективизма, предполагающий согласование интересов каждого участника хореографического коллектива с общими целями и задачами. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений и контактов, духу соревнования, взаимопомощи, свойственным жизни и деятельности в коллективе, ускоряется процесс всестороннего развития личности каждого подростка.
Нами были выделены следующие основные функции хореографической деятельности: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям продиктовано основным назначением «досуговых» занятий — дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем.
В модели представлено содержание, реализуемое в педагогической программе «Жить в танце», направленной на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности.
Решение поставленных в исследовании задач потребовало поиска средств, методов и форм, позволяющих сформировать у подростков духовно-нравственное поведение.
В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности. Мы воспользовались предложенной Т. И. Баклановой классификацией:
Формы художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;
Формы художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация об искусстве; дидактические игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; прослушивание, обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;
Формы художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) — публика»; «участник (коллектив) — эксперты (специалисты в области искусства, профессиональные критики) .
Среди типов хореографической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В неразрывной связи с типами хореографической деятельности находятся виды, среди которых основными являются: информационно-познавательная, культурно-просветительская, коммуникативная, художественно-творческая.
Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации. Данный вид хореографической деятельности может в себя включать и образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности.
Культурно-просветительная деятельность преследует цель информирования участников хореографического коллектива, расширения их кругозора, социальных связей, в соответствии с требованиями времени.
Коммуникативная деятельность — включает в себя связи и взаимодействия между участниками хореографического коллектива, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей, а также развитие коммуникативных способностей.
Художественно-творческая деятельность призвана воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности подростка. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность,
Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА
активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. .
Но наряду с общими чертами как особый вид художественно-творческая деятельность имеет и свою специфику:
Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;
Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
Конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.
Среди методов обучения нами были выделены: упражнения; музыкально-танцевальные игры; танцевальные элементы и композиции; метод игровой импровизации (искусство актера); инсценировки; объяснение; рассказ; показ; беседы; анализ; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания.
Средства формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности: наглядные, технические, искусство и творчество, литература, художественная самодеятельность, средства массовой информации и др.
Критериальный блок включал критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков.
Нами определены следующие критерии сформированности духовно-нравственного поведения подростков, каждому из которых соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости духовно-нравственного поведения:
Когнитивный — наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе;
Мотивационный — отражает понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, характеризует положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности;
Поведенческий — предполагает соблюдение правил поведения в обществе, связанных с этикетными нормами, применение их в собственных поступках и действиях, соблюдение в различных ситуациях (в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т. д.).
Кроме того, мы определили три уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний, низкий.
Результатом является повышение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет целенаправленно регулировать педагогическую работу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.
Литература
1. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие. М., 1992.
2. Витебский Л. Я. Уроки клубного мастерства: Методическое пособие для руководителей и организаторов любительского движения. М., 1988.
Цели и задачи: «Насущная цель «Русской школы» — воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Сверхзадачей обучения и воспитания в «Русской школе» остается целостное гармоничное развитие личности обучающегося, то есть формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Коренной задачей школы является воспитание у обучающихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей» поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.» (Концепция «Русской школы». Принята на педагогическом совете школы. Протокол 2 от года)
Воспитательная система школы Воспитательная работа проводится согласно программе «Русская школа» Специфика учебно-воспитательной работы русской школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре. Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нового русского человека – высоконравственного, духовно-богатого, трудолюбивого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина. Воспитание в русской школе включает в себя три взаимосвязанных блока: Система воспитательного процесса Воспитание в процессе обучения Воспитание во внеурочной деятельности Воспитание во взаимодействии с социумом
Воспитание в процессе обучения Реализуется через: — этнорусский компонент основных учебных предметов, формирующий национальное самосознание, — предметы этнорусского школьного компонента, позволяющие изучить традиции народа, воспитать гражданственность, патриотизм, народность (краеведение, изобразительное искусство, технология, история, обществознание, география России), — наполнение этнорусским компонентом содержания традиционных программ учебных предметов, т.е. включение краеведческого материала, — систему преподавания русского языка и литературы, истории, предметов естественно-географического цикла с учетом краеведческого материала, — разработку новых образовательных программ (курсы по выбору для 9-классников «Народные промыслы Тверского края», «Наши соседи» о соседних с Россией государствах, «Что я знаю о себе» и другие; «Духовная жизнь русского общества в ХХ веке» для 10 класса)
Воспитание во внеурочной деятельности Реализуется через: -духовно-нравственное и гражданское воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностей, присущих русскому человеку, гражданину, патриоту, а также на возрождение исторической памяти и преемственности, -этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующей приобщению школьников к традиционной культуре, — закрепление и развитие сложившихся в школе традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания, изучения народной культуры, — развитие системы школьного и классного самоуправления, отношений в коллективе на принципах товарищества, заботы старших о младших.
«Я» Понимание своей сущности каждым учеником, самоопределение, социализация. 1.Работа школьного психолога: Консультации. Тестирование. Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями и педагогами. Школа для родителей (выступления на родительских собраниях). 2. Профориентационная работа: Встречи со специалистами Бюро занятости (9,11 классы) Экскурсии в учебные заведения, на предприятия города. Организация встреч с представителями различных профессий. 3. Реализация программы «Путь к успеху»
«Я и моя семья» (программа «Семья») Возрождение традиции русской семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении. Восприятие учениками себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции, знание своих корней. Освоение ценностей семейной жизни, формирование желания строить свою семейную жизнь на основе этих ценностей. Формирование потребности в сохранении семейных отношений. Обучение традиционному общению в семье на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Ключевые дела: День матери родительские собрания психологические лектории День защитника Отечества Международный женский день День семьи
«Я и школа» Готовность и желание учащихся жить и работать в школьном коллективе. Ключевые дела: День знаний День Учителя Посвящение в первоклассники предметные и межпредметные недели Осенины Вечер встречи выпускников Новогодние вечера Святки День влюбленных Последний звонок выпускные вечера
«Я и окружающие меня люди» Умение общаться с окружающими людьми на принципах доброжелательности, доброты, чуткости, терпимости, сострадания, сопереживания, заботы и милосердия. Оказание помощи нуждающимся в заботе. Ключевые дела: День пожилых людей Акция «Дари радость детям!» Работа добровольческого отряда «От чистого сердца!»
Добровольческий отряд «От чистого сердца» Создан в 2006 году на базе школы Цель: объединение усилий общественных организаций для оказания помощи социальнонезащищенным категориям: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям из неполных и неблагополучных семей. Задачи: 1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности. 2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. 3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны, детям из неблагополучных семей. 4. Сосредоточение главного акцента на деятельности обучающихся в микрорайоне, по месту жительства.
«Я и Отечество» Получение и расширение знаний о России: ее истории, культуре, традициях, обычаях. Воспитание любви к родному городу как малой Родине. Формирование гражданско- патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и ответственности за будущее России. Ключевые дела: Участие в Антониевской ярмарке День герба и флага Тверской области День народного единства День Конституции РФ День Победы Циклы классных часов «Святыни России», «Светочи России» Экскурсии по культурно-историческим местам Работа военно-патриотического клуба «Память»
Военно-патриотический клуб «Память» Создан в 2001 году. Цель: реализация интересов обучающихся, побуждающая его социальную активность. Основные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота России. 2. Воспитание сострадания, любви и взаимовыручки. Направления в работе: 1. Поиск тех, кто учился и работал в школе, ветеранов войны. 2. Изучение истории родного края. 3. Здоровый образ жизни. 4. Развитие основных физических качеств. 5. Основы подготовки к военной службе.
Детская общественная организация «Наследники» Создана в 2005 году. На данный момент состоит из 3 отрядов 4-5 классов. Каждый отряд избирает председателя, из которых формируется Совет организации, и актив отряда. Стратегическая идея заключается в реализации широкого веера интересов ребенка, пробуждающего его социальную активность. Основы программы «Наследники» базируются на ценностях преемственности культурно- исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству. Основные задачи: 1.Воспитание гражданина и патриота России. 2.Воспитание активности в делах класса и школы. 3. Воспитание настойчивости в достижении поставленных целей.
Направления в работе организации «Наследники». Не забудем наших предков (Изучение своей родословной). Аллеи наследников (Экологическое направление). Письма памяти (Патриотическое направление). Здоровый образ жизни. Мои права (Гражданско-правовое направление). Истоки родного края (Краеведение). Клуб «Память» вместе с организацией «Наследники» отвечают за работу школьного музея, ведут поисково- исследовательскую деятельность.
«Я и мое здоровье» Осуществляется через реализацию программы «Здоровье» Ключевые дела: Многоборье «Дружба» Турнир городошников Игра «Перестрелы» День здоровья Малые олимпийские игры Игра «Орленок» Игра «Зарница» Туристический слет «Безопасное колесо» Летний оздоровительный лагерь «Дружба» Эколого-туристический лагерь «Следопыт»
«Труд – основа жизни» Отношение к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Ответственность за порученное дело. Ключевые дела: Операция «Урожай» Межпредметная неделя «Дары осени» Акции по благоустройству Работа летней производственной бригады
Наши достижения Призовые места в смотрах, конкурсах, соревнованиях: учебный год «Испытай себя» — 1 место «Зарница» — 1 место Эколого-туристический слет – 1 место Военно-спортивная игра «Орленок» — 1 место «Безопасное колесо» — 1 место Районный конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» — 2 место Районный конкурс творческих работ «Выбери жизнь» — 1 место за лучшую художественную работу, 1 место за театрализованную постановку, 3 место за прикладное творчество Районный конкурс театрализованных постановок «Весь мир театр…» — 1 место Районный КВН – 2 и 3 места Три педагога школы – Белякова Надежда Викторовна, Гулуева Татьяна Евгеньевна, Орлова Галина Анатольевна являются победителями районного конкурса классных руководителей учебный год «День молодого избирателя» — 1 место Операция «Урожай – 2007» — 2 место Модель выпускника «Русской школы» ВЫПУСКНИК РУССКОЙ ШКОЛЫ: Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования. Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием. Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру. Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.
Курбатова Т.М.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №119»
Модель духовно — нравственного воспитания школьника. Опыт реализации
Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения нашей страны. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Кроме этого следует признать тот факт, что действующая система образования практически сняла себя функции по воспитанию и духовно-нравственному развитию. В результате этого мы имеем дело с поколением молодых людей, ценностные установки которых часто носят деструктивный характер.
Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня современной школе как одну из приоритетных.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:
Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
Нравственного облика (терпения, милосердия);
Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Для решения соответствующих задач была разработана определенная методическая модель духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в нашей школе. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.
В разработке механизмов реализации данной модели духовно-нравственного воспитания мы опирались на следующие представления:
– воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;
— воспитание представляет собой создание условий для развития личности, процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение;
Значительным воспитательным потенциалом обладает содержание образовательных программ; его реализация зависит от специальной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых в процессе образования;
— определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология.
Итак, процесс воспитания можно представить в виде следующей методической системы, которая включает в себя такие компоненты: цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.
Целевой компонент методической системы характеризуется осознанием учителем и учащимися целей и задач воспитательного процесса. Цель воспитания духовно-нравственной личности для учителя определяется осознанием необходимости духовного развития личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей учащихся. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.
Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных и индивидуально-психологических особенностях учащихся. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной на формирование нравственной личности.
Выбор формы воспитательной работы обусловлен ситуацией, целями учителя, возрастными и психологическими особенностями детей.
Деятельность по воспитанию осуществляется в двух направлениях и реализуется в форме урока и различных видах учебной деятельности и во внеурочной деятельности.
Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне школы, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ученика или коллектива.
Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.
На этапе разработки методической системы воспитательные цели были конкретизированы с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; низкий уровень воспитания и духовно-нравственного развития родителей; повышенная занятость; сокращение времени общения родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Для микроучастка школы характерно национальное, культурное и религиозное многообразие населения и, следовательно, необходимость формирования норм совместного проживания, отражающих это многообразие.
В силу удаленности от центра данный район города не слишком насыщен кружками, секциями и клубами, которые могла бы принимать активное участие в духовно-нравственном становлении личности. Ближайшие «соседи» детский клуб «Корчагинец», Кировский ДК и КТОС «Кировец-1» являются постоянными партнерами школы по реализации программ направленных на духовно-нравственное воспитание ученика.
Таким образом, объективные обстоятельства определяют тот факт, что школа становится центром духовно-нравственного воспитания.
Деятельность нашего образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях:
1. учебно-воспитательное направление включает в себя следующие элементы, способствующие духовно-нравственному становлению
Военно-патриотический компонент (мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивна игра «Зарница», смотр песни и строя, посвященный 23 февраля, тематичесие классные часы, тематические выпуски школьной газеты);
Историко-культурный компонент (тематические классные часы, выпуски школьной газеты, работа организованная на уроках, информационные пятиминутки «По страницам истории», работа по уходу за мемориалом, расположенным на микроучастке школы, мемориальной доской, расположенной на здании);
Личностно-ориентированный компонент (праздничные мероприятия, взаимодействие в коллективе, с товарищами и учителями, формирует представления и дает практический опыт честного, порядочного, ответственного отношения к делу, оценки своего поведения и поступков окружающих, участие в благотворительных акциях «Поделимся друг с другом добротой», «Весенняя неделя добра» и т.д., работа школьного самоуправления: заседания совета мэров, школьного совета, работа министерств, работа детского объединения «Сибирячок», посещение театров, музеев, выставок).
2. социальное взаимодействие включает в себя взаимодействие по двум направлениям:
Школа-ученик-семья (работа по налаживанию взаимодействия с семьей таким образом, чтобы семья оказалась включенной в жизнь школы и интересы ребенка: совместные мероприятия для учащихся и родителей (Осенний бал, День бегуна и т.д.), работа с родителями по привлечению их к участию в управлении школой (Школьный Совет, родительский комитет школы, Благотворительный фонд развития школы), психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, попавших в сложную ситуацию (работа совета профилактики, социального педагога по преодолению кризисных явлений в семьях учащихся).
Школа – ученик – социальные партнеры школы (образовательное учреждение выполняет роль «проводника» ребенка к спортивным клубам, развивающим секциям, домам творчества и пр. Эти организации призваны стать опорой в становлении личности, но в силу объективных причин ученик не всегда имеет возможность попасть туда без помощи школы)
Таким образом, главным содержанием процесса воспитания становятся различные виды индивидуальной и коллективной деятельности ученика, которые обогащают его нравственным опытом.
Описанная методическая система позволяет создать оптимальные условия для достижения результатов воспитания и развития школьников.
В нашем образовательном учреждении наблюдается положительная динамика в следующих направлениях. По результатам диагностик и анкетирования отмечается
1. Повышение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышение уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
2. Увеличение количества учащихся убежденных в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
3. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, продолжение процесса оформления школы в качестве центра социокультурной среды.
4.Повышение в процессе реализации мероприятий Программы организационно-управленческого потенциала, авторитета администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива в целом.
5. Снижение уровня разобщенности людей, повышение уровеня культуры отношений, профилактика национальной и религиозной нетерпимости, утверждение принципов толерантности, гражданской и социальной солидарности.
6. За два года было отмечено:
Снижение числа учащихся состоящих на внутришкольном контроле;
Снижение числа правонарушений среди учащихся;
Снижение числа учащихся, имеющих пристрастие к курению;
Рост числа учащихся, занятых в кружках, спортивных секциях и т.д.
О воспитании сказано много. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Справедливость этого высказывания сложно оспорить. Задача современной школы заключается в создании таких условий обучения, которые позволят в полной мере развить личность.
Духовная жизнь — это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути. В настоящее время слова «духовность» и нравственность стали пониматься поверхностно. Сегодня перед педагогикой стоит задача переосмысления идейных основ и практических методов. Среди проблем организации социально-психологических и педагогических методов работы с подростками в духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях, как уже было отмечено в разделе 1.1. и подтвердили результаты исследований, представленные в разделе 2.2., можно выделить следующие:
- — крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
- — невысокий уровень духовно-нравственной воспитанности подростков,
- — слабое воспитание патриотизма
- — слабо развитая мотивация к учебной деятельности и культурному развитию,
- — низкий уровень трудолюбия,
- — сниженное чувство собственного долга и ответственности.
В связи с этим была разработана психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении
1. Этапы реализации модели
Формирование и действие модели осуществляется в три этапа.
1 этап — подготовительный
Первый этап подразумевает анализ, обобщение и систематизацию данных по духовно — нравственному воспитанию подростков, а также поиск новых методов и способов воспитания.
2 этап — практический
Использование социально-психологических и психолого-педагогических методов в учебно-воспитательном процессе, направленных на духовно-нравственное развитие подростков.
3 этап — обобщающий
Обработка и подведение итогов по полученным результатам, с проверкой выполнения поставленных целей и задач программы. (Приложение 2)
2. Цель модели духовно-нравственного воспитания
Создание условий для развития духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в __________________________.
- 5. Задачи, направленные на реализацию модели
- 1. Провести анализ социальной, психолого-педагогической литературы с целью обобщения разных подходов к проблеме духовно-нравственного развития подростка.
- 2. Изучить уровень и особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ____________________ на начальном этапе внедрения программы.
- 3. Разработать и апробировать личностно-ориентированную модель преподавания, способствующую нравственному развитию подростка.
- 4. Создать условия способствующие развитию психологически здоровой, духовно развитой, полноценной личности подростка.
- 5. Провести сравнительный анализ между начальным этапом внедрения программы и завершающим, для подведения итогов, по эффективности полученных результатов.
- 6. Задачи, направленные на духовно-нравственное воспитание подростков:
- 1. Сформировать осознание принадлежности к общественной жизни, создать психологически положительный микроклимат в коллективе, с воспитанием сознательного отношения подростков к учебе и будущему выбору профессии.
- 2. Воспитать дух гражданского патриотизма, любовь и уважение к родному краю.
- 3. Сформировать нравственное самосознание, подготовить обучающихся к самовоспитанию.
- 7. Принципы реализации модели.
- · Целостность учебного процесса.
- · Доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.
- · Интеграция — аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы.
- · Комплексность — сотрудничество различных специалистов для решения индивидуальных проблем личности.
- · Личностно-ориентированный подход — подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.
- 8. Ожидаемые результаты:
- 1. Социально-адаптированные личности, владеющие навыками культуры поведения и общения.
- 2. Личности, обладающие нормами духовной культуры, нравственности, понимания патриотизма, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей.
- 3. Личности, обладающие способностями к самосовершенствованию.
- 7. Основные направления работы:
- § Общечеловеческие ценности — формирование основ духовно-нравственного воспитания, гражданского долга и ответственности.
- § «Отечество… как много в этом звуке» — воспитание патриотизма
- § Знания и современный мир — воспитание стремления к познанию
- § Можно ли трудиться с увлечением? — воспитание трудолюбия.
- 8. Мониторинг
Для наиболее эффективного проведения воспитательной работы в рамках
духовно-нравственного воспитания, применены следующие направления
мониторинга:
- 1. Изучение личностных особенностей обучающихся:
- — общие сведения;
- — уровень воспитанности.
- 2. Изучение межличностных отношений методом наблюдения:
- — особенности поведения;
- — способы взаимодействия между подростками;
- — социально — психологический климат.
- 3. Формы диагностики:
- — тестирование;
- — опрос;
- — беседа;
- — наблюдение.
- 9. Рекомендуемые дополнительные формы работы с родителями
Взаимодействие родителей и педагогов является одним из важнейших аспектов в работе над формированием духовной нравственности подростка. Только с осуществления взаимной работы, поддержки и уважения друг друга можно достичь целостности в осуществлении воспитания ребенка.
Формы работы с родителями: лектории; распространение информационно — просветительских материалов; наблюдение; родительские собрания (тематические, организационные, консультативные и др.); беседы; тестирование или анкетирование.
Психолого-педагогическая работа по направлениям модели была проведена в рамках «Часов нравственности». В таблице 3 отражен тематический план занятий по запланированным направлениям.
Таблица 3 Тематический план занятий «Часы нравственности»